Технические характеристики лодочного мотора Yamaha|Ямаха F 15 CMHSМаксимальная мощность, кВт (л.с.) | 11 (15) | Тип двигателя | Четырёхтактный, SOHC | Степень сжатия | 9,3 | Диапазон рабочих оборотов, об/мин | 5000 - 6000 | Обороты холостого хода, об/мин | 1050 +/- 50 (на нейтрали) | Рабочий объём двигателя, см3 | 362 | Диаметр цилиндра х ход поршня, мм | 63,0 х 58,1 | Количество цилиндров | 2 | Клапанов на цилиндр | 2 | Привод клапанов | 1 распредвал | Система впуска | 1 карбюратор | Генератор | 12В, 10А, переменный ток | Вес, кг | 51 | Передаточное отношение | 2,08:1 | Ёмкость топливного бака, л | 25 | Ёмкость картера двигателя, л | 1,6 | Ёмкость картера редуктора | 250 см3 | Выбор шага гребного винта, дюйм | 8 - 12 | Свеча зажигания / зазор | NGK DPR6EB-9 / 0,8 - 0,9 мм | Длина дейдвуда | S (под транец лодки 381 мм) | Запуск | Ручной | Откидка мотора | Вручную | Управление мотором | Ручное | Предыдущий мотор Yamaha F 9.9 FMHL | Следующий мотор Yamaha F 15 CMHL |
Описание лодочного мотора Yamaha|Ямаха F 15 CMHS
На популярных однобазовых лодочных моторах Yamaha F15C и F20B используется множество современных технологий, в том числе разработанные Ямахой специально для своих лодочных моторов.
Прежняя модель лодочного мотора Yamaha F15A с объёмом цилиндров 323 куб.см. была снята с производства, чтобы уступить место новой, более кубатурной модели Ямаха F15C.
Объём цилиндров новых моделей F15C и F20B составляет уже 362 куб.см.
В последнее время наблюдается тенденция к тому, что популярность 15-ти сильных моторов ослабевает, и их место занимают либо 10-ти сильные, на которые с 2014 года не требуются права и регистрация, либо 20-ти сильные, поскольку среди четырёхтактников они являются однобазовыми с пятнашками.
Поскольку объём цилиндров увеличился, увеличились также габариты и вес мотора. Но, вцелом, они укладываются в габариты и вес конкурентных моторов.
Лодочные моторы Yamaha F 15 CMHS - моторы с ручным запуском и управлением под транец лодки 381 мм.
Существуют и другие модификации данной модели с удлинённым дейдвудом, электрозапуском, дистанционным управлением, и даже версии с электрогидроподъёмом. Но они не так распространены как обычная ручная версия.
Двигатель моторов - двухцилиндровый четырёхтактный объёмом 362 куб.см. с одним распредвалом над головкой блока цилиндров - компоновка SOHC (Single Overhead Camshaft - один распредвал сверху головки блока).
Распредвал приводит в действие по два клапана на каждый цилиндр - впускной и выпускной.
Топливная смесь готовится одним карбюратором.
Зажигание - электронное конденсаторное микрокомпьютерное CDI Micro-computer. Микрокомпьютер, по-видимому, берёт на себя работу по контролю за опережением зажигания и другим общим функциям контроля, управления и предупреждения в случае возникновения неисправностей.
Принцип работы CDI-модуля (Capacitor Discharge Ignition) основан на зарядке конденсатора током, генерируемым катушками, расположенными на магдино, и его разрядке через высоковольтный трансформатор в момент времени, необходимый для воспламенения рабочей смеси.
Все компоненты электронного зажигания Ямаха F 15 CMHS изготовлены из неподвижных частей, что обеспечивает уверенный запуск и согласованную работу двигателя при любых режимах эксплуатации.
Между бензонасосом и карбюратором смонтирована система быстрого запуска холодного двигателя PrimeStart™. Она снабжена термочувствительным датчиком для определения температуры двигателя.
При запуске холодного двигателя устройство PrimeStart™ подаёт в область между карбюратором и впускным клапаном (во впускной патрубок) дополнительную порцию топлива и посылает сигнал микрокомпьютеру для подстройки нужным образом опережения зажигания.
По мере прогрева, подача бензина в обход карбюратора прекращается, двигатель переходит в обычный режим работы с запиткой только от карбюратора.
Бензонасос двигателя Yamaha F15CMHS охлаждается циркулирующей по системе охлаждения водой, что обеспечивает снижение испарения топлива и повышает эффективность его работы.
Для снижения нагрузки на стартерную верёвку (для моделей с ручным запуском), имеется устройство автоматического декомпрессирования во время запуска - клапана временно поднимаются, снижается компрессия и усилие, требуемое для проворота маховика двигателя.
Карбюратор оборудован ускорительным насосом, который служит для быстрой подачи дополнительной порции топлива, чтобы горючая смесь не переобеднялась при резком открытии дроссельной заслонки.
Впускной патрубок имеет плавную обтекаемую форму, что обеспечивает улучшенный приток воздуха, хороший отклик на изменение оборотов и эффективное сгорание топлива.
Ситема выпуска состоит как и у более мощных моторов из объёмного глушителя и так называемой лабиринтной системы (Labyrinth Exhaust System) отвода выхлопных газов.
Это обеспечивает снижение уровня шума и способствует эффективному сгоранию топливной смеси.
Для удаления из картера двигателя газов, поступающих в него при работе двигателя по зазорам между поршнем и цилиндром, служит система дожига картерных газов (Blow-by gas re-burning system).
Система "отлавливает" несгоревшее топливо из картерных газов и направляет его во впускной коллектор для повторного сгорания.
Подвесные моторы Ямаха F15CMHS оборудованы мощным генератором, вырабатывающим ток порядка 6,5А на небольших оборотах и 10А на максимальных.
На поддоне, со стороны судоводителя, расположен порт для промывки двигателя.
Подключив к нему обычный садовый шланг, можно без труда под напором воды промыть, например, соляные отложения в рубашке охлаждения двигателя.
Относительно транца лодки мотор можно зафиксировать с четырмя постоянными углами наклона. Для хода на мелководье существует промежуточное положение в полнаклона, что позволяет преодолевать мелководные участки водоёма, снижая вероятность повреждения подводной части мотора.
Рычажок регулировки усилия поворота мотора вокруг собственной оси выведен на переднюю часть мотора со стороны судоводителя.
Регулятор усилия поворота рукоятки газа румпеля расположен сбоку на румпеле.
Система предупреждения о неисправностях мотора Yamaha F15CMHS функционирует следующим образом.
В случае снижения давления масла в двигателе ниже допустимого уровня, обороты двигателя автоматически снижаются до 2000 об/мин. Если мотор оборудован соответствующей контрольной лампой, размещаемой на передней части поддона, то она загорается.
Если мотор оборудован зуммером (на румпеле для "ручных" моторов или в пульте ДУ для дистанционных), то раздаётся звуковой сигнал.
Аналогичным образом, в случае превышения максимально допустимой температуры двигателя, зажигается контрольная лампа на поддоне, обороты снижаются до 2000 об/мин и раздаётся звуковой сигнал.
Лодочные моторы Yamaha F 15 CMHS, также как и другие подвесники Ямаха, надёжно обеспечены антикоррозионной защитой. Запатентованный алюминиевый сплав YDC-30 поверх грунтовочного слоя покрывается ещё пятью дополнительными слоями,
включающими и акриловую краску и финальный лаковый слой.
В критически важных с точки зрения коррозии и технологически доступных местах устанавливаются цинковые анодные пластины. При изготовлении подвесных моторов применяется множество деталей из высококачественного нержавеющего сплава.
F 15 CMHS
|
|